Политические проекты

 

            

 Материалы и статьи по политтехнологиям

Статьи:

Выборные технологии: Сбор подписей.

Со сбора подписей официально начинается избирательная кампания. Гражданин уведомляет Избирательную комиссию о своем желании участвовать в качестве кандидата в предстоящей выборной кампании ( партия уведомляет комиссию о списке кандидатов выдвинутом по партийным спискам). Если гражданин не выдвинут при поддержке партии прошедшей в последнюю избирательную кампанию в Государственную Думу РФ, то ему предстоит выполнить обязательный ценз для того, чтобы участвовать в выборах, собрать необходимое количество подписей избирателей округа в поддержку своего выдвижения (То же необходимо выполнить партии не имеющей представительства в Государственной Думе, чтобы её список был допущен к последующим стадиям избирательной кампании). Часто подписи собирают кандидаты (и партийные организации в округе, где проходят выборы), которым в этом нет необходимости. Делается это для того чтобы постараться познакомить как можно большее количество избирателей с биографией кандидата ( с партийным списком) и добиться, чтобы как можно большее число избирателей округа поддержали выдвижение кандидата ( списка), а следовательно создать между кандидатом (партией) и этими избирателями связь, благодаря которой избиратели будут более внимательно относится к к агитационным материалам и выступлениям поддержанного ими при выдвижении кандидата (партии выдвижение списка которой они поддержали). 

Итак по сути сбор подписей - это начало прямой агитации за кандидата (список). Во время сбора избиратели получают первичную информацию о кандидате, именно от этого первого шага, верней от качества его исполнения зависит степень позитивности восприятия дальнейшей агитационной кампании за кандидата населением.

Стадия сбора подписей одна из самых ответственных во время проведения избирательной кампании и одна из самых трудных в силу целого ряда обстоятельств, и поэтому требует тщательной подготовки и чёткой организации. На подготовительной стадии необходимо создать хорошо подготовленные группы сборщиков подписей, состоящие либо из профессиональных сборщиков, либо из немаргинальных представителей местных социальных общностей (социальных групп) жителей проживающих на территории избирательного округа, либо работников предприятий социальной сферы, находящихся на территории избирательного округа. Практика показывает, что оптимальным является комбинирование профессиональных сборщиков с двумя другими группами. На подготовительной стадии также необходимо сформулировать чёткую биографию кандидата с упором на указание в ней фактов способных вызвать симпатию у жителей избирательного округа, и отсутствием обратных фактов. Обычно материалы для сбора подписей за кандидата создаются по следующим шаблонам 5х5 или 7х7 - 5 или 7 фактов из  биографии плюс 5 или 7 позитивных характеристик личности кандидата. Вариант 5х5 наиболее оптимальный, так как легче всего запоминается избирателями. Обязательным элементом подготовительной стадии являются обучающие семинары для сборщиков в ходе которых профессиональные агитаторы должны сдать тест на хорошее знание биографии кандидата, должны быть ознакомлены с изменениями законодательства, касающимися сбора подписей, а непрофессионалы должны в форме ролевой игры освоить процесс сбора подписей, сдать тест на правильность заполнения подписного листа (основная причина брака у добросовестных сборщиков), биографию кандидата и основные пункты действующего законодательства, касающегося сбора подписей.  Возможна организация такого обучения по бригадно.  Все выше изложенное необходимо в процессе подготовки сбора подписей сформулировать в инструкции для агитатора и биографии кандидата с хорошей фотографией. Желательно также снабдить сбощиков подписей шпаргалкой действующего законодательства регламентирующего сбор подписей и чётко указывающей со ссылкой на источники права и обязанности сторон правоотношения.

Во время проведения семинаров сборщиков необходимо в целях гибкости последующего управления разбить на бригады с выделением должности бригадира. Возможен и иной вариант - изначально набирать бригады. В обязанностью бригадира должен входить сбор у сборщиков готовых листов, первоначальная визуальная проверка правильности заполнения, а также организация непосредственно на месте процесса сбора подписей.  Бригада должна быть повязана круговой порукой в смысле качества выполнения сбора подписей, выполнения количественной нормы исходя из нормы минимума сбора подписей на человека и количества человек в бригаде, и следовательно солидарно нести ответственность за ненадлежащее выполнение задания порученного бригаде, а также солидарно премироваться с возможностью перераспределения наказания или премии внутри бригады.  Также важна гибкая система оплаты, когда каждая правильно собранная подпись оплачивается определенной суммой, а превышение некоторого максимума оплачивается четко определёнными премиями. При такой системе в обязанность политтехнолога руководящего сбором подписей организовать соревнование между бригадами и следить за справедливостью распределения средств внутри бригад. (Примером противоположного подхода, оказавшегося крайне неудачным может служить кампания за "РПЖ" на выборах Московскую Городскую Думу 2005 г., когда у агитаторов была чёткая фиксированная оплата независящая от количества собранных подписей, не были организованны элементы соревновательного процесса, и не было солидарной ответственности бригад и их бригадиров - всё это вызвало объективные трудности при сборе подписей, в результате чего подписная кампания была провалена).

Избирательные кампании которые проводили или в которых участвовали политтехнологи входящие в коллектив Лаборатории показали, что оптимальная численность бригады сборщиков - это пять человек. Бригадир должен дополнительно премироваться в зависимости от показателей пятерки и лучше всего на эту роль подходят профессиональные агитаторы или,  в случае набора работников учреждений социальной сферы, лица стоящие выше других членов бригады по служебной лестнице. В случае большого поля (большой необходимой численности сборщиков или агитаторов) над пятью руководителями пятёрок ставится освобожденный бригадир, который подчиняется уже непосредственно руководителю избирательного штаба.

На этапе подготовки к сбору подписей штаб на основе паспорта округа и сведений о составе бригад отводит им определённую для работы территорию с целью максимально полного охвата территории избирательного округа! Возможны организация сопутствующих акций в виде уличного сбора подписей около объектов притягивающих социальный интерес проживающих в избирательном округе жителей! (Так во время одной из избирательных компаний в районные (муниципальные) собрания г. Москва очень удачен был опыт уличного сбора подписей в районе Митино, когда одновременно со сбором подписей за кандидата собирались подписи за закрытие или перенос митинского радиорынка и ускорение построения линии метрополитена. Естественно в рамках подготовки к избирательной кампании подписная кампания за вышеуказанные требования с участием будущего кандидата была начата раньше. В результате процесс сбора подписей ограничился трёмя пикетами, которые за короткое время набрали необходимое количество подписей.) В современных условиях подготовка сопутствующих акций и проведение уличного сбора подписей служит скорее цели облегчения последующего поквартирного сбора подписей в прилегающем районе и целям агитации за своего кандидата.

Существует несколько способов сбора подписей, а также попутной с ним агитации за кандидата!

1 способ. Поквартирный сбор подписей. Фактически - это вариант поквартирной агитационной акции, осложненной к тому же необходимостью получения от проживающих на территории избирательного округа жителей достаточно конфиденциальной информации в виде паспортных данных. Поэтому желательно привлечение профессиональных сборщиков, совместно с местными жителями или работниками социальной сферы.

2 способ. Корпоративный сбор подписей. Весьма эффективно привлечение к работе ("естественно в неурочное время") сотрудников предприятий социальной сферы (сотрудников детских садов, социальных субсидий, жеков, школ), а также членов общественных организаций, а ещё лучше вместе с руководством( типа обществ инвалидов, болеющих диабетом и т.п.), ещё лучше когда удаётся организовать подряд целого коллектива. Тогда сбор подписей осуществляется весьма эффективно внутри коллектива, а также среди жителей пользующихся услугами социального заведения или членов общественной организации. Хочется однако отметить, что в связи с существованием пресловутого административного ресурса делать полную ставку на данный способ сбора подписей и последующее ведение выборной кампании весьма рискованно. Самое эффективное это комбинация 1 и 2 способов в пропорциях зависящих от размеров необходимого поля и возможностей задействования против административного ресурса (разработаны методики позволяющие оценить степень риска и соответственно заранее примерно определить наиболее эффективные пропорции) (Например, на выборах в Московскую Областную Думу, в 34 избирательном округе в сети агитаторов одного из кандидатов в городе Железнодорожный были задействованы несколько Жеков и социальная субсидия, это позволило максимально быстро собрать необходимые подписи, однако в последующем оппонентам опираясь на недружественную кандидату городскую власть удалось добиться "измены" части коллективов, что впрочем тут же благодаря правильной организации работы с сетью было обнаружено штабом кандидата. В городе Реутов власть была дружественной к кандидату, и привлеченное к работе общество инвалидов очень эффективно собрало необходимые подписи, а затем работало на кандидата во время последующей выборной кампании)

3 способ. Так называемый уличный сбор подписей в уличных пикетах. Однако реально этот способ в настоящее время в силу очень суровых требований к правильности заполнения подписных листов и трудности привлечения проходящих мимо жителей имеет весьма малую эффективность, однако можно придумать весьма эффективные способы вспомогательного использования этого способа.

- В рамках подписной кампании следует также упомянуть весьма важный элемент, а именно проверку добросовестности сбора подписей и правильности заполнения подписных листов. В настоящее время избирательные комиссии укомплектованы весьма опытными членами, у них хорошо налажены связи с экспертными заведениями, что позволяет весьма эффективно выбраковывать рисованные подписи или перепись самими сборщиками добросовестно собранных, но неправильно записанных подписей. Самый эффективный способ борьбы с этими явлениями, это правильная организация подписной кампании, однако процент недобросовестности и брака даже в идеально организованной кампании всё равно будет ненулевой. Для сведения негатива к минимуму необходима служба проверки, состоящая из специалистов почерковедов и службы непосредственной проверки, путём выборочных обходов или обзвонов подписавших. Обычно для проверки выбирают некий шаг, зависящий от возможностей штаба, например, 20 - проверяют каждого двадцатого. В случае, если проверка даёт негативный результат, шаг уменьшают и проверяют в том месте списка, где выявлен отказ признать себя подписантом, например, каждого пятого. Если более детальная проверка даёт негативный результат, то листы данного сборщика бракуются, он признается недобросовестным и ему не выплачивается вознаграждение.

Алексей Неживой

Материалы и статьи по политологии

 

Опросы

 

Интересные ссылки

 

Политтехнологические проекты

 

Материалы и статьи по политтехнологиям

 

Наши услуги в сфере политтехнологий

 

Интересные ссылки

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Гостевая книга

Форум

 

 

Сайт создан в системе uCoz