Материалы и статьи по политтехнологиям
Статьи:
Политтехнологии между
выборами
Выборный процесс огромная, но не
исчерпывающая часть деятельности политтехнолога. В период между
выборами, да и момент самих выборов существует множество
политтехнологических приложений не связанных на прямую с выборами.
Рассмотрим основные:
1. Создание общественных или
общественно-политических организаций. Примерами подобных организаций
могут быть партии или их отделения различных уровней, общественные
организации направленные на достижение определенных поставленных в их
уставах целей. Важно сразу же отметить, что в основе данного процесса
всегда должен лежать чей-нибудь социальный или политический интерес:
конкретное целеполагание и воля к обеспечению процесса орг.
строительства ресурсной базой. Иными словами всегда должен быть
заказчик. В роли заказчика может выступать конкретное лицо, группа лиц,
организация, а может в случае наличия в обществе определённого
социального или политического запроса и само общество или его часть - в
этом случае политтехнолог должен совмещать в себе роль политика
(общественного деятеля) и политтехнолога и сам отладить систему
обеспечения процесса орг. строительства ресурсной базой. Так или иначе
процесс орг.строительства подразумевает под собой поиск членской базы
(непосредственно членов создаваемой структуры), последующий процесс
организационного оформления и при необходимости процесс официальной
регистрации с выполнением всех необходимых для регистрации формальных
шагов. Процесс орг.строительства требует от технолога хороших знаний в
сферах психологии, социологии, менеджмента и юриспруденции, так как
необходимо найти замотивированную (под цели организации) социальную базу
(часто средством мотивации выступают деньги или другие блага, однако и в
этом случае вербуемые члены создаваемой организации должны быть способны
хотя бы участвовать в имитации общественного или политического
процесса), выявить внутри этой базы людей способных выполнять
необходимые для нормального функционирования создаваемой организации
функции, провести их обучение необходимым навыкам. Затем необходимо
реализовать весь формальный организационный процесс заключающийся в
проведении учредительных собраний, выборах руководящих органов, отладке
вертикальных и горизонтальных информационных и организационных связей
внутри создаваемой организации. Зачастую от технолога требуется также
отладка процесса создания уставных документов организации в том числе и
самого устава. Качество работы технолога при реализации данной
технологии определяется критериями: устойчивости созданной организации
во времени и пространстве, данный критерий позволяет судить о качестве
прежде всего кадровой работы технолога и о системности охвата этой
работой необходимого пространства, а также об умении организовать
устойчивые связи между обособленными пространственно частями
организации; степень лёгкости и гибкости управления созданной
организации, а также степенью её способности к автономному от технолога
существованию, данный критерий мера умения технолога заложить правильные
орг. принципы в деятельность организации и умения технолога запустить
правильный механизм мотивации для создания устойчивой, самопополняемой
при необходимости социальной группы объединённой организационными
целями. Иными словами внутри организации технолог должен сформировать
устойчивое ядро активистов и обучить их, которые в последующем будут
поддерживать деятельность организации, а также привлекать в случае
необходимости новых членов.
2. Проведение пиар кампаний
направленных на достижение не связанных с выборным процессом
результатов. Это может быть кампания организованного протеста против
чего-либо, например, против каких-либо действий другой страны,
чиновников, игровых заведений и т.п., против точечной застройки, вырубки
леса, незаконного захвата земель и т.п. Или наоборот это может быть
кампания в поддержку чего-либо, например, организация общественных
слушаний в поддержку какого-нибудь проекта, просто кампания в поддержку
проекта, организация программирующих опросов. Как легко можно увидеть
методы и способы практически не отличаются от таковых во время
проведения выборов, результат также выражается в электоральной поддержке
или неподдержке и непосредственно материализуется в получении
необходимого конкретного результата. Подобные кампании включают в себя
практически все элементы выборных: создание поля из активистов -
агитаторов; организация полевой работы: зачастую сбор подписей, разнос
листовок, организация пикетов и митингов; медийная поддержка кампании;
подача заявлений в суд; проведение разовых или серийных пиар акций; и
т.д.
3. Проведение разовых массовых
общественно-политических акций: пикетов, митингов, шествий и флешмобов.
Эти приложения несмотря на всю их рутинность (исключая флешмобы)
наиболее часты. Опыт проведения подобных акций в России позволяет сразу
отметить несколько особенностей при их организации. 1. При организации
массовки - даже в случае наличия очень сильной социальной мотивации
никогда нельзя надеяться на приход на акцию большого количества
социальнозамотивированных (или как говорят ещё идейных) участников.
Опытный технолог всегда должен организовать необходимую для проведения
митинга массовку из профессиональных участников, в случае невозможности
из-за отсутствия средств, необходимо как можно больше времени уделить
персональным приглашениям на акцию необходимого для её реализации
минимума участников. Минимум определяется из условия реализации
поставленной перед акцией цели, иногда это просто стремление придать
огласке какую-то информацию - отправить её в паблик, иногда акция служит
для создания информационного повода для каких-то последующих действий
(например, коллективной подаче иска в суд, или последующего проведения
организационного процесса создания какой-нибудь организации), а иногда
это акция поддержки каких-нибудь требований - в этом случае массовость
особенно важна. 2. Нельзя надеяться на стихийность проведения акции и
всегда даже в случае пикета необходим пусть простейший но сценарий. 3.
Время и место акции также нужно очень тщательно выбирать для получения
максимального пиар эффекта, в России население имеет очень слабую
политическую культуру, у чиновников она ещё меньше, поэтому население
должно как можно лучше разглядеть и увидеть как можно более массово, а
чиновники должны как можно больше испугаться. 4. Правовая культура у
чиновников то же не на высоте, поэтому опытный технолог всегда должен
делать поправку на возможность противоправных действий со стороны
чиновников обусловленных не знанием законов, буквальным выполнением
политических указаний начальства и т.п. Флешмоб (или как его ещё
называют перфоманс) - это обычно довольно короткая акция в виде хорошо
срежиссированного действия целью которой является вызывание состояния
шока (сильного впечатления) у зрителя с целью передачи ему в этот момент
необходимой информации.
Алексей Неживой |