Политические проекты

 

            

 Материалы и статьи по политтехнологиям

Статьи:

Избирательные технологии: Идеология кампании и программа кандидата.

 

Под идеологией кампании следует понимать отработку в ходе избирательного процесса основных мотивационных стимулов для населения голосовать в достаточном количестве за кандидата или совершать иные действия. Часть этих стимулов может декларироваться в программе кандидата - так называемые публичные положения программы кандидата, а часть стимулов может не оглашаться и даже наоборот скрываться от публичной огласки. Мотивация отрабатываемая в ходе кампании может опираться на основные социальные запросы голосующего населения или его части  (которая тогда называется электоратом кандидата, явным или потенциальным); может просто опираться на корыстные устремления населения - или другими словами ставка делается на подкуп избирателя или подкуп модераторов общественного мнения (не обязательно деньгами, обещаются должности, положение, возможность решать вопросы и т.д.); может опираться на стереотипы восприятия окружающей действительности и свойства сознания (типичную структуру Я) местного населения (например, коллективный и индивидуальный тип сознания типичного усредненного избирателя округа - в России для многих характерно поддерживать на выборах политические силы, ассоциирующиеся у населения с центральной властью, даже в тех случаях, когда они оцениваются населением в целом негативно); может отрабатывать проявления групповых социальных конфликтов в локальном социуме избирательного округа; и т.д. - у социума много степеней свободы (характеристик, которые говорят о свойствах этого социума, и которые отражают причинно-следственную связь между явлениями происходящими в этом социуме и социальными устремлениями отдельных типичных или не типичных членов и групп  этого социума - чем больший масштаб и силу имеет явление, тем более глобальные и сильные мотивационные моменты к поведению лежат в основе этих явлений), изучив которые можно понять какие механизмы приводят их в действие. Механизмы эти по сути - характерные для населения избирательного округа мотивационные причины, которые побуждают население тем или иным способом проявлять себя - действовать (это могут быть даже кухонные разговоры); типичные способы действия (например, в Англии болельщики устраивают погромы, когда их команда проиграет - причина внешняя - проигрыш команды, внутренняя - протест против рационального, поглощающего индивидуальность общества; носители действия футбольные фанаты; типичный способ действия - открытая агрессия, направленная против остального общества); носители действия - активная часть населения, которая начинает действовать; способы распространения информации о действии среди населения или способы распространения самого действия; степень и характер латентной (скрытой) или открытой  реакции неактивным населением на это действие. Изучение свойств различных локальных или глобальных социальных явлений, произошедших или происходящих периодически в социуме избирательного округа, экспертные и социологические опросы позволяют опытному технологу составить карту социальных запросов населения, карту и историю мотивационных причин приводящих или приводивших к определенным социально значимым последствиям (это не обязательно активность населения, например, у жителей избирательного округа постоянно подвергающиеся стихийным бедствиям, или подвергшиеся раз но бедствию в очень большом масштабе, будет чётко выраженная массовая фобия повторения подобных явлений и соответственно крайне негативная оценка всего, что напоминает им об этом явлении или ассоциируется с негативом от этого явления ), а также карту типичных реакций населения округа или его отдельных частей на возникновение или наличие этих причин. Анализ полученной информации необходим для выстраивания необходимой в конечном итоге схемы для мотивации голосующего населения избирательного округа, которая должна привести к результату, который ставится кандидатом (кандидат подстава, кандидат дублёр, кандидат паровоз и т.д.) или перед кандидатом в рамках выборной кампании.

 

Принципы построения этой схемы весьма просты:

1. рационализм - отрабатываются только мотивационные причины, соответствующие социальным свойствам кандидата (статусу, профессиональным навыкам, свойствам характера и т.д.) и его возможностям (финансовым, временным, организационным и т.д. - позволяющим полностью отработать соответствующий мотивационный механизм) и приводящие к максимально большим по охвату (и необязательно по силе проявления - зачастую этого наоборот избегают) социальным явлениям - явлениям которые охватывают максимальное количество членов общества избирательного округа, которые обычно ходят голосовать (изучение общества избирательного округа в плоскости реакции на выборы - "Идти голосовать" [процента выхода на голосование, различных социальных групп  при кампании соответствующего уровня] - является обязательным условием)

2. полнота - отрабатываются мотивационные причины, способные охватить необходимый процент населения для достижения в ходе кампании намеченных целей.

3. достаточность - для отработки всего механизма, мотивирующего избирателя, по весьма значимой для него причине прийти и проголосовать за кандидата или совершить иное целевое действие, в рамках кампании рамках кампании приходится затрачивать усилия, время и средства, следовательно хорошо отработать все мотивационные механизмы невозможно -  выбирается необходимый набор.

4. адекватность и гибкость - соответствие предложенной идеологической схемы для мотивации населения, которая должна привести к прогнозируемым в качестве целей кампании действиям необходимого процента от общего числа избирателей, реальным механизмам работающим в социуме и уж тем более происходящим в обществе на момент выборной кампании процессам (характер и масштаб, которых зачастую просто не поддается предварительному прогнозу) необходимо постоянно контролироваться с помощью социальных замеров и изучения происходящего экспертами. Следовательно схема должна подразумевать возможность коррекций, в том числе и кардинальных с целью адаптации её с реальностью.

 

В итоге возникает следующее: описание социальных групп, входящих в состав избирающего социума округа, мотивация которые будет отрабатываться; план контактных акций по работе с каждой из социальных групп и с социумом в целом; описание характера этих мероприятий; набор идеологем - информационных посланий (мессаджей) который необходимо в ходе этих контактных акций и через СМИ оттранслировать целевым социальным группам; план проведения социальных замеров с целью выявления свойств процесса - протекания избирательной кампании кандидата; набор предварительных публичных положений избирательной программы кандидата. Идеология начала кампании сформирована.

Окончательная идеология кампании формируется к моменту окончания сбора наказов у населения на основе которого публикуется в АПМ окончательная публичная предвыборная программа кандидата. К этому моменту технологи должны с помощью аналитической обработки обратной связи, поступающей от населения; социологических опросов; мониторинга СМИ; изучения результатов прошедших контактных акций по агитации населения; действий штабов оппонентов и любых других адекватных (есть ещё и не адекватные - типа астрологического) способов изучения состояния и свойств социума избирательного округа, сформировать окончательный набор механизмов мотивации населения, способный привести к планируемому результату кампании. Идеология кампания приобретает жесткость и далее все усилия сосредотачиваются на максимальной эффективности отработки намеченных к реализации механизмов мотивации избирателя. 

 

В конце опишем публичный элемент идеологии кампании - состоящий из двух необходимых элементов: публичных идеологем - мессаджей транслируемых открыто от имени кандидата и группы поддерживающих его сторонников остальному населению и изложенной в виде последовательных положений программы принципов действий и самих действий кандидата в случае получения им выборной должности. Идеологемы обычно в кратком виде помещаются в АМП и на наглядные материалы (билборды, банеры, плакаты, стикеры, листовки для поклейки и т.д.), они должны выражать основные принципы и характеристики программы, социального статуса (в смысле отрабатываемой в ходе кампании социальной роли, например, представитель губернатора) и личности кандидата. Механизм их формулирования описан выше, а окончательные отбор и утверждение желательно проводить по результатам проведения фокус-групп, хотя бы из сторонников кандидата.  Положения программы - это последовательное изложение принципов принятия и осуществления планируемых социально значимых решений кандидатом в рамках исполнения им должностных обязанностей и списка сами действий, которые он планирует осуществить, в случае избрания на выборную должность. Формулирует этот список обычно на основе социологических исследований и экспертных опросов, посвященных выявлению, основных запросов и потребностей населения избирательного округа и содержит, соответственно, как упоминалось в предыдущем предложении, принципы осуществления положений плана и сам план кандидата по решению основных проблем и отстаиванию интересов населения округа. Эти принципы и план должны естественным образом сочетаться с образом, выбранным кандидатом и его штабом в рамках проведения выборной кампании, то есть с личностью, социальным статусом и профессиональными навыками кандидата. На начальных этапах кампании, посвященных отработке цели поднять узнаваемость кандидата и интерес к нему и его программе со стороны прежде всего избирателей входящих в состав целевых групп - потенциального электората кандидата,  нет технологической необходимости в целостном изложении выборной программы кандидата, достаточно помещать её части в текст АПМ и озвучивать их во время агитации, в СМИ и на встречах кандидата с населением. На этом этапе положения программы, проходят тест контроль со стороны населения. К моменту окончания сбора наказов от населения, возникает естественная для сознания избирателя возможность публикации окончательной программы кандидата по результатам наказов избирателей и встреч кандидата с населением. К этому же моменту технологи на основе изучения свойств избирательного процесса выявляют какие положения из первоначального списка эффективно работают на мотивацию избирателя, какие оказались не актуальны - часто действительность порождает дополнения и значительное изменение содержания первоначальной программы кандидата. Итоговый документ распространяется во время проведения  запланированной для его распространения волны агитации, желательно это делать с учётом действий оппонентов в целях профилактики эксплуатации ими сходных положений в своих программах.

 

Алексей Неживой

 

Описание термина Идеология: ИДЕОЛОГИЯ       - часть мировоззрения, охватывающая социальные явления, связанные с отношениями между различными социальными группами; принимающая форму коллективных верований система политических, экономических, социальных, правовых, философских, нравственных, религиозных, художественных взглядов и идей, отражающих интересы определенных классов, партий, наций, государств, групп людей. И. обладает относительной самостоятельностью и оказывает большое влияние на развитие общества, так как проникает во все сферы человеческого бытия и обладает огромной организующей и целенаправляющей силой.

(Толковый словарь обществоведческих терминов. Н.Е. Яценко. 1999)

Материалы и статьи по политологии

 

Опросы

 

Интересные ссылки

 

Политтехнологические проекты

 

Материалы и статьи по политтехнологиям

 

Наши услуги в сфере политтехнологий

 

Интересные ссылки

 

 

Гостевая книга

Форум

 

 

Сайт создан в системе uCoz