Материалы и статьи по политтехнологиям
Статьи:
Избирательные
технологии: Идеология кампании и программа кандидата.
Под идеологией кампании следует понимать отработку в
ходе избирательного процесса основных мотивационных стимулов для
населения голосовать в достаточном количестве за кандидата или совершать
иные действия. Часть этих стимулов может декларироваться в программе
кандидата - так называемые публичные положения программы кандидата, а
часть стимулов может не оглашаться и даже наоборот скрываться от
публичной огласки. Мотивация отрабатываемая в ходе кампании может
опираться на основные социальные запросы голосующего населения или его
части (которая тогда называется электоратом кандидата, явным
или потенциальным); может просто опираться на корыстные устремления
населения - или другими словами ставка делается на подкуп избирателя или
подкуп модераторов общественного мнения (не обязательно деньгами,
обещаются должности, положение, возможность решать вопросы и т.д.);
может опираться на стереотипы восприятия окружающей действительности и
свойства сознания (типичную структуру Я) местного населения (например,
коллективный и индивидуальный тип сознания типичного усредненного
избирателя округа - в России для многих характерно поддерживать на
выборах политические силы, ассоциирующиеся у населения с центральной
властью, даже в тех случаях, когда они оцениваются населением в целом
негативно); может отрабатывать проявления групповых социальных
конфликтов в локальном социуме избирательного округа; и т.д. - у социума
много степеней свободы (характеристик, которые говорят о свойствах
этого социума, и которые отражают причинно-следственную связь между
явлениями происходящими в этом социуме и социальными устремлениями
отдельных типичных или не типичных членов и групп этого социума -
чем больший масштаб и силу имеет явление, тем более глобальные и сильные
мотивационные моменты к поведению лежат в основе этих явлений),
изучив которые можно понять какие механизмы приводят их в действие.
Механизмы эти по сути - характерные для населения избирательного округа
мотивационные причины, которые побуждают население тем или иным способом
проявлять себя - действовать (это
могут быть даже кухонные разговоры); типичные способы действия (например,
в Англии болельщики устраивают погромы, когда их команда проиграет -
причина внешняя - проигрыш команды, внутренняя - протест против
рационального, поглощающего индивидуальность общества; носители действия
футбольные фанаты; типичный способ действия - открытая агрессия,
направленная против остального общества); носители действия -
активная часть населения, которая начинает действовать; способы
распространения информации о действии среди населения или способы
распространения самого действия; степень и характер латентной (скрытой)
или открытой реакции неактивным населением на это действие.
Изучение свойств различных локальных или глобальных социальных явлений,
произошедших или происходящих периодически в социуме избирательного
округа, экспертные и социологические опросы позволяют опытному технологу
составить карту социальных запросов населения, карту и историю
мотивационных причин приводящих или приводивших к определенным социально
значимым последствиям (это не обязательно активность населения,
например, у жителей избирательного округа постоянно подвергающиеся
стихийным бедствиям, или подвергшиеся раз но бедствию в очень большом
масштабе, будет чётко выраженная массовая фобия повторения подобных
явлений и соответственно крайне негативная оценка всего, что напоминает
им об этом явлении или ассоциируется с негативом от этого явления ),
а также карту типичных реакций населения округа или его отдельных частей
на возникновение или наличие этих причин. Анализ полученной информации
необходим для выстраивания необходимой в конечном итоге схемы для
мотивации голосующего населения избирательного округа, которая должна
привести к результату, который ставится кандидатом (кандидат
подстава, кандидат дублёр, кандидат паровоз и т.д.) или перед
кандидатом в рамках выборной кампании.
Принципы построения этой схемы весьма
просты:
1. рационализм - отрабатываются
только мотивационные причины, соответствующие социальным свойствам
кандидата (статусу, профессиональным навыкам, свойствам характера и
т.д.) и его возможностям (финансовым, временным, организационным
и т.д. - позволяющим полностью отработать соответствующий мотивационный
механизм) и приводящие к максимально большим по охвату (и
необязательно по силе проявления - зачастую этого наоборот избегают)
социальным явлениям - явлениям которые охватывают максимальное
количество членов общества избирательного округа, которые обычно ходят
голосовать (изучение общества избирательного округа в плоскости
реакции на выборы - "Идти голосовать" [процента
выхода на голосование, различных социальных групп при кампании
соответствующего уровня] -
является обязательным условием)
2. полнота - отрабатываются мотивационные
причины, способные охватить необходимый процент населения для достижения
в ходе кампании намеченных целей.
3. достаточность - для отработки всего
механизма, мотивирующего избирателя, по весьма значимой для него причине
прийти и проголосовать за кандидата или совершить иное целевое действие,
в рамках кампании рамках кампании приходится затрачивать усилия, время и
средства, следовательно хорошо отработать все мотивационные механизмы
невозможно - выбирается необходимый набор.
4. адекватность и гибкость - соответствие
предложенной идеологической схемы для мотивации населения, которая
должна привести к прогнозируемым в качестве целей кампании действиям
необходимого процента от общего числа избирателей, реальным механизмам
работающим в социуме и уж тем более происходящим в обществе на момент
выборной кампании процессам (характер и масштаб, которых зачастую
просто не поддается предварительному прогнозу) необходимо постоянно
контролироваться с помощью социальных замеров и изучения происходящего
экспертами. Следовательно схема должна подразумевать возможность
коррекций, в том числе и кардинальных с целью адаптации её с
реальностью.
В итоге возникает следующее: описание социальных
групп, входящих в состав избирающего социума округа, мотивация которые
будет отрабатываться; план контактных акций по работе с каждой из
социальных групп и с социумом в целом; описание характера этих
мероприятий; набор идеологем - информационных посланий (мессаджей)
который необходимо в ходе этих контактных акций и через СМИ
оттранслировать целевым социальным группам; план проведения социальных
замеров с целью выявления свойств процесса - протекания избирательной
кампании кандидата; набор предварительных публичных положений
избирательной программы кандидата. Идеология начала кампании
сформирована.
Окончательная идеология кампании формируется к моменту
окончания сбора наказов у населения на основе которого публикуется в АПМ
окончательная публичная предвыборная программа кандидата. К этому
моменту технологи должны с помощью аналитической обработки обратной
связи, поступающей от населения; социологических опросов; мониторинга
СМИ; изучения результатов прошедших контактных акций по агитации
населения; действий штабов оппонентов и любых других адекватных (есть
ещё и не адекватные - типа астрологического) способов изучения
состояния и свойств социума избирательного округа, сформировать
окончательный набор механизмов мотивации населения, способный привести к
планируемому результату кампании. Идеология кампания приобретает
жесткость и далее все усилия сосредотачиваются на максимальной
эффективности отработки намеченных к реализации механизмов мотивации
избирателя.
В конце опишем публичный элемент идеологии кампании -
состоящий из двух необходимых элементов: публичных идеологем - мессаджей
транслируемых открыто от имени кандидата и группы поддерживающих его
сторонников остальному населению и изложенной в виде последовательных
положений программы принципов действий и самих действий кандидата в
случае получения им выборной должности. Идеологемы обычно в кратком виде
помещаются в АМП и на наглядные материалы (билборды, банеры, плакаты,
стикеры, листовки для поклейки и т.д.), они должны выражать основные
принципы и характеристики программы, социального статуса (в смысле
отрабатываемой в ходе кампании социальной роли, например, представитель
губернатора) и личности кандидата. Механизм их формулирования описан
выше, а окончательные отбор и утверждение желательно проводить по
результатам проведения фокус-групп, хотя бы из сторонников кандидата.
Положения программы - это последовательное изложение принципов принятия
и осуществления планируемых социально значимых решений кандидатом в
рамках исполнения им должностных обязанностей и списка сами действий,
которые он планирует осуществить, в случае избрания на выборную
должность. Формулирует этот список обычно на основе социологических
исследований и экспертных опросов, посвященных выявлению, основных
запросов и потребностей населения избирательного округа и содержит,
соответственно, как упоминалось в предыдущем предложении, принципы
осуществления положений плана и сам план кандидата по решению основных
проблем и отстаиванию интересов населения округа. Эти принципы и план
должны естественным образом сочетаться с образом, выбранным кандидатом и
его штабом в рамках проведения выборной кампании, то есть с личностью,
социальным статусом и профессиональными навыками кандидата. На начальных
этапах кампании, посвященных отработке цели поднять узнаваемость
кандидата и интерес к нему и его программе со стороны прежде всего
избирателей входящих в состав целевых групп - потенциального электората
кандидата, нет технологической необходимости в целостном изложении
выборной программы кандидата, достаточно помещать её части в текст АПМ и
озвучивать их во время агитации, в СМИ и на встречах кандидата с
населением. На этом этапе положения программы, проходят тест контроль со
стороны населения. К моменту окончания сбора наказов от населения,
возникает естественная для сознания избирателя возможность публикации
окончательной программы кандидата по результатам наказов избирателей и
встреч кандидата с населением. К этому же моменту технологи на основе
изучения свойств избирательного процесса выявляют какие положения из
первоначального списка эффективно работают на мотивацию избирателя,
какие оказались не актуальны - часто действительность порождает
дополнения и значительное изменение содержания первоначальной программы
кандидата. Итоговый документ распространяется во время проведения
запланированной для его распространения волны агитации, желательно это
делать с учётом действий оппонентов в целях профилактики эксплуатации
ими сходных положений в своих программах.
Алексей Неживой
Описание термина Идеология:
ИДЕОЛОГИЯ
- часть мировоззрения, охватывающая социальные явления,
связанные с отношениями между различными социальными группами;
принимающая форму коллективных верований система политических,
экономических, социальных, правовых, философских, нравственных,
религиозных, художественных взглядов и идей, отражающих интересы
определенных классов, партий, наций, государств, групп людей. И.
обладает относительной самостоятельностью и оказывает большое влияние на
развитие общества, так как проникает во все сферы человеческого бытия и
обладает огромной организующей и целенаправляющей силой.
(Толковый словарь обществоведческих терминов. Н.Е. Яценко. 1999)
|