Материалы и статьи по политтехнологиям
Статьи:
Избирательные технологии:
Аналитика.
В основе аналитического направления
лежит способность человеческого мозга к комплексному осмыслению
полученной им информации и к вычленению на основе этого процесса
основных законов в нашем случае общественных, породивших полученную
мозгом информацию, а так же последующий синтез, на основе выявленных
закономерностей, способов и методов рекомендованных к преобразованию
окружающей нас действительности с целью добиться нужного результата. Или проще говоря избирательный аналитик на основе
результатов полученных от изучения электоральной статистики предыдущих
выборов, мониторинга
СМИ, изучения результатов социологических опросов, результатов фокус-групп, данных полученных на встречах кандидата
(будущего кандидата, его доверенных лиц, самого аналитика) с населением,
изучения результатов обработки наказов полученных от избирателей,
анализа действий оппонентов (участников прошлых выборов) путём аналитического осмысления должен
постоянно продуцировать рекомендации позволяющие подстраивать тактику и
стратегию ведения кампании под требование получение максимального
электорального результата. В небольших кампаниях роль аналитика обычно
выполняет по совместительству главный технолог, в больших же необходимо
выделение специальных штатных единиц под подразделение штаба
занимающееся аналитической обработкой условий ведения выборной кампании.
Собственно говоря участие кандидата в выборах должно
начинаться с аналитики. Накануне выборной кампании будущий кандидат либо
сам, либо с помощью приглашенного эксперта или экспертов оценивает
перспективы своего участия в кампании. На этом этапе оценивают шансы
будущего кандидата завоевать доверие избирателей, оценивает круг
возможных оппонентов, а также создается примерный план будущей кампании
и её предварительное идеологическое наполнение. Всё это оценивается на
основе изучения прошедших ранее выборных кампаний в избирательном
округе, электоральной статистики этих кампаний, составления и
последующего изучения социального портрета округа (или проще изучаются
основные социальные группы среди избирателей округа, описываются
социальные свойства этих групп, выявляются модераторы общественного
мнения внутри этих групп, а затем, на основе этого изучения, причины и
способы и методы действий которые должны привести к поддержке этими
группами будущего кандидата на голосовании в день выборов), социальный
портрет округа детализируется путём социологических исследований и
возможно даже путём проведения фокус-групп.
На последующих этапах аналитическое исследование
изменения свойств социума во время избирательной кампании не менее
важно. Хорошее аналитическое обеспечение избирательной кампании сравнимо
с функциями выполняемыми опытным лоцманом при плавании корабля в месте
изобилующем рифами и отмелями. Без лоцмана корабль неминуемо либо
потонет либо сядет на мель. Поэтому очень важно в рамках кампании
организовать постоянный сбор аналитической информации путём мониторинга
СМИ, изучения действий оппонентов, проведения периодических
социологических опросов, и фокус-групп по каждому вызывающему
неоднозначное понимание у членов штаба поводу. Обычно мониторингом СМИ
занимается журналист или райтер, которого необходимо включить в штаба,
он создает на основе этого мониторинга периодические аналитические
отчёты с указанием наиболее значимой с его точки зрения выявленной
информацией, а также с составлением кратких экспертных заключений по
этой информации. Социология - это дело социолога, которого можно не
включать в штаб в качестве постоянной единицы, но нужно обязательно
периодически привлекать. Очень хорошим стилем является анонимность
такого привлечения (желательно чтобы социолог не знал на кого работает),
выполнением этого критерия достигается объективность информации
полученной в ходе социологического исследования. Проведением фокус-групп
должен заниматься опытный психолог, владеющий основами контент-анализа.
В России не практикуется привлечение психологов для работы в
избирательном штабе, а зря. Только психолог, как эксперт может дать
объективную трактовку реакции участников фокус-группы на полученную ими
в ходе исследования информацию. Кроме этого помощь психолога очень важна
для самого кандидата - для того чтобы помочь кандидату правильно вести
себя на встречах с населением и на выступлениях перед представителями
СМИ. Психолог также очень важен при работе с модераторами общественного
мнения в качестве эксперта помогающего установить нужную для успешного
решения задач кампании коммуникацию с этими людьми. Зачастую во время
кампании в России привлекают в качестве эксперта астролога - это
псевдонаучный подход, который не имеет никакого отношения к реалиям
избирательной кампании и соответственно приносящий только вред.
Действия оппонентов мониторит либо сам технолог
руководящий кампанией, либо специальный технолог отвечающий за сбор
информации об оппонентах.
Итого получается, что основные оперативные
аналитические данные привязанные к конкретному этапу кампании должны
периодически продуцировать четыре эксперта: журналист, социолог,
психолог и технолог изучающий действия оппонентов. На их основе, а также
на основе рекомендаций предоставивших эти данные экспертов, а также на
основе знания социального портрета округа, предыдущей электоральной
статистики технолог руководящий кампанией и должен осуществлять
оперативное управление кампанией вносить изменение в тактику действий, а
возможно и менять стратегию кампании. Опытный руководитель кампании
должен обладать навыками и методическими знаниями позволяющими ему
оценивать и использовать получаемую им от экспертов аналитическую
информацию, а также выступать в роли эксперта способного к критической
оценке этой информации в целях профилактики непрофессионализма самих
экспертов, что также часто встречается в российской действительности.
Особую важность точное знание электоральных свойств округа и планов
оппонентов приобретает к моменту голосования, именно оно позволяет
выбрать правильную стратегию и тактику при проведении этого поистине
самого сложного и комплексного мероприятия в рамках избирательной
кампании. На основе анализа всей этой информации принимаются решения,
например, о мобилизации электората на голосование или наоборот
проведения мероприятий по снижению явки, тактике поведения наблюдателей
и членов комиссий с правом совещательного голоса на УИКах, группах
поддержки, приглашению сторонних наблюдателей, организации других спец.
мероприятий. Голосование это как рывок на финишной прямой и
необязательно побеждает то, кто первым выбежал на эту прямую.
Аналитическое знание ситуации, знание своих возможностей, умение
использовать все эти возможности по-максимуму зачастую позволяет либо не
упустить своего преимущества, либо догнать и перегнать даже имея перед
голосованием меньший абсолютный электоральный вес. Кстати правильная
оценка электорального веса на предварительном этапе часто приводит к
включению в избирательную кампанию так называемых кандидатов подстав,
цель которых растащить или уменьшить электоральный вес основных
оппонентов. Также к аналитике на случай систематического нарушения
оппонентами избирательного законодательства следует привлекать
избирательного юриста, возможно основного оппонента удастся снять с
выборов.
Алексей Неживой
|