Материалы и статьи по политтехнологиям
Статьи:
Избирательные технологии:
Работа с кандидатом
Каждый человек по своему уникален!
Уникальность заключается, например, в том что практически нет похожих
людей, нет одинаковых характеров, почерков и т.д. Однако психологи
научились описывать характер, а в обывательском понимании формируется
определённый образ красоты и правды, выработаны методики позволяющие
развивать у человека определенные качества, и напротив методики
позволяющие корректировать восприятие индивидуума окружающими.
Избирательная кампания дело не дешёвое и от правильности выбранной
стратегии в формировании имиджа кандидата и правильной работы с по
закрепления этого имиджа среди населения во многом зависит её успех.
Работа с кандидатом направлена на формирование правильного имиджа,
помощь кандидату в работе с населением. Формирование определенного
имиджа важно и для кандидатов подстав. Методик здесь много, применение
этих методик зависит от конкретных условий избирательной кампании.
Итак, очень важно при работе с кандидатом уметь донести информацию о
нем, до населения в том виде, в котором она будет максимально
положительно оценена избирателем. Как известно человек воспринимает
окружающий мир на основании зрения, осязания и слуха. Далее информация
подвергается анализу на основании опыта, общепринятых категорий оценки
(это ещё называется менталитетом или стереотипами), после этого
полученное знание в сознании индивидуума получает некую оценку состоящую
из нескольких категорий, для нас важны две: 1. Важно - не важно 2.
Хорошо - Плохо. Поэтому работе с кандидатом должна предшествовать
кампания по изучению свойств восприятия электората. Базово такая
информация поступает от социологических исследований, которые дают
информацию об основных потребностях усреднённого избирателя и об
основных усреднённых стереотипах восприятия происходящих событий. Более
детальная информация может быть получена в ходе фокус-групп.
- В итоге вырабатывается набор критериев положительного восприятия
населением кандидата.
Основную информацию о мире человек получает через зрение, поэтому прежде
всего при работе с кандидатом необходимо позаботится об его визуальном
имидже на агитационных материалах и при живых встречах с населением.
Перед технологом стоит задача совмещения естественного для кандидата
визуального имиджа с имиджем вызывающим у населения доверие к кандидату.
Если имидж кандидата не соответствует критериям положительного
восприятия, то его следует развивать и доводить до необходимых
требований в наиболее естественном для кандидата русле, так как в
противном случае нарушается требование критерия естественности
визуального восприятия кандидата (например, невозможно сделать полному
человека имидж спортсмена или человеку резкому и властному имидж мягкого
и заинтересованного слушателя).
Для создания изображений кандидата для Агитационных Пропагандистских
Материалов следует пригласить опытного фотографа, который будет иметь
возможность отснять большое количество фотографий. Отбор фотографий для
АПМ следует производить на основании фокус-групп, хотя бы среди
работников штаба. (Обще известен факт, что иногда до 30-35 процентов
приходящих на избирательные участки голосующих, делают свой выбор в
последний момент, часто голосуют просто за кандидата, который им больше
всего понравился на фото.)
Получив визуальную информацию о кандидате и ещё не успев его услышать
или прочитать о нём избиратель уже помещает его на определённую позицию
в своей внутренней шкале ценностей. Причём основная категория для этой
визуальной шкалы - Важно - не важно (заинтересовал или не
заинтересовал). От этого положения зависит насколько внимательно
избиратель отнесётся к речевой или текстовой информации о кандидате.
При создании текстов для АПМ или для выступлений кандидата, необходимо
помещение в них в качестве фона упоминания как можно большего количества
фактов вызывающих положительную оценку у избирателя. Основной же мотив
таких материалов должен отвечать полученным на основе социологических
опросов и фокус-групп основным запросам и потребностям избирателя (набор
которых может варьироваться в зависимости от целевой группы). Чем более
актуальна для избирателя проблема, тем больше внимания ей необходимо
уделять. Большинство людей оценивают информацию в силу собственной
некомпетенции па основе внешнего чувственного восприятия её источника
или на основе мнения других людей, чьё мнение имеет у них авторитет
(этих людей ещё называют модераторами общественного мнения). Поэтому
стиль изложения проблемы и способов её решения в речах кандидата и в
материалах АПМ должен обязательно вызывать доверие у избирателя - данный
критерий достигается в случае его первоначального несоответствия
требованиям путём постоянных тренингов кандидата перед аудиторией
состоящей из работников штаба или верных сторонников, а сами способы
решения проблем лучше всего обсудить в выявленными заранее модераторами
общественного мнения и озвучивать в выступлениях и в текстах АПМ
наиболее приемлемые для них.
На этом этапе кандидат к моменту выборов занимает уже чёткое положение
на двумерной шкале оценки идущего голосовать: 1. Важно - не Важно 2.
Хорошо - Плохо.
Побеждает тот, у кого лучше показатели Важно и Хорошо.
Тут следует отметить такой весьма важный показатель оценки кандидата
населением, как антирейтинг. Антирейтинг выявляется в ходе
социологических исследований и показывает процент голосующего населения,
которое за кандидата голосовать точно не будет. Также в ходе опроса
выявляются причины такого решения (например, кандидат не местный житель
или состоит в какой-то политической партии). Очень важной составляющей
работы технолога на выборах является профилактика заранее негативного
восприятия кандидата населением. Следовательно, кандидат должен избегать
при общении с населением упоминания фактов, вызывающих заранее
негативную оценку, иметь четкие ответы на вопросы заданные по этим
фактам, которые должны максимально ослабить негативное впечатление
(такие ответы опять же отрабатываются на фокус группах).
В свете определённых свойств избирательного процесса в России, часто
результат зависит не только от умения работы с населением, а от
восприятия кандидата так называемыми элитами. Одну из элит мы уже
упомянули - это люди чьё мнение обладает большим социальным весом.
Зачастую же на результат оказывают решающее влияние восприятие кандидата
управляющей элитой - чиновниками, бизнес элитой и силовой элитой -
милиция, прокуратура. Работа штаба кандидата с этими элитами зависит от
множества обстоятельств, одним из общих же критериев является не
совершение по возможности действий по повышению антирейтинга кандидата
среди представителей этих элит, что может перечеркнуть все усилия в
получении позитивного электорального результата. (В моей практике был
случай, когда мэр города, чтобы не допустить победы одного из кандидатов
на выборах городского совета, санкционировал кампанию перед голосованием
в ходе которой ночью все дома избирательного округа были расписаны
чёрной краской с призывами голосовать за неугодного кандидата, милиция
естественно злоумышленников не ловила, а скорее всего даже охраняла -
подобные действия были вызваны агрессивным поведением со стороны
кандидата в отношении другого кандидата, которого поддерживал мэр).
Работа с кандидатом - это очень интересная и важная комплексная часть
избирательной кампании требующая большого профессионализма от технолога
и встречного большого желания от кандидата победить на выборах (иногда
цель бывает и иная, но в любом случае ставится цель достижения
увеличения социального веса и статуса кандидата по итогам выборов)
Алексей Неживой |